Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику.
Основой торгового бизнеса является коммерческая деятельность, и коммерсант, следовательно, является ключевой фигурой в торговом процессе. Профессиональное ценнейшее качество коммерсанта - умение заключать честные и взаимовыгодные сделки. Это качество напрямую зависит от личностных и профессиональных свойств коммерсанта.
С точки зрения профессиональных требований коммерсант должен иметь достаточно глубокие и широкие специальные познания и навыки в вопросах:
· закупки и продажи товаров, включая внешнеэкономические операции;
· маркетинга;
· управления и права;
· бухгалтерского учета;
· финансирования и налогообложения.
Коммерсант должен знать не только основы, но и конкретику технической, финансовой и маркетинговой политики.
С точки зрения личностных требований, коммерсанта можно охарактеризовать следующим образом:
· готовность рисковать и брать за это на себя ответственность. Но рисковать надо умело. Риск не безрассудное лихачество, а строгий расчет. Умение рисковать связано со способностью предвидеть и просчитывать все возможные варианты;
· честность, надежность, верность данному слову - это требования, без которых невозможен цивилизованный рынок;
· высокие духовные и физические качества. Надо хотеть и уметь переносить высокие физические нагрузки, работать но 16 час. в сутки и считать это совершенно нормальным;
· связывать с коммерцией не столько обогащение, сколько желание служить своему делу;
· инициатива - искать дополнительные задачи, находчивость, смекалка;
· дружелюбное отношение к людям, быть приятным в обхождении;
· лидерство;
· ответственность;
· организаторские способности; решительность, быстрота и точность;
· упорство и целеустремленность.
Этика (греч. ethos - обычай, характер) как система нравственных норм поведения человека или какой-либо профессиональной группы (в данном случае коммерсантов) и этикет - установленный порядок поведения где-либо. Этический кодекс
(свод правил, норм) предпринимателя-коммерсанта включает нормы профессионального поведения или профессиональной этики.
Цивилизованный предприниматель-коммерсант:
1. убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;
2. исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним;
3. верит в торговый бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к торговому бизнесу как к искусству;
4. признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
5. уважает себя как личность, а любую личность, как себя;
6. уважает любую собственность, государственную власть,
7. общественные движения, социальный порядок, законы;
8. доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
9. ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;
10. стремится к нововведениям;
11. является гуманистом (человечность, любовь к людям).