Опыт использования отдельных элементов маркетинга в российской промышленности и торговле.
Элементы маркетинга - инструментарий, с помощью которого организация формирует предпочтения потребителей и удовлетворяет их потребности. Включает товар и товарную политику, цену и ценовую политику, каналы распределения продукции и средства стимулирования реализации продукции.
Ценовая политика - концепция стратегии государства и отдельных фирм по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса.
Каналы распределения - совокупность предприятий, организаций или отдельных лиц, принимающих на себя право собственности на товар в процессе его движения от производителя к потребителю. Участниками канала распределения являются оптовые и розничные торговцы, дилеры, дистрибьюторы и другие посредники. Участники канала выполняют следующие функции:
· сбор и распространение маркетинговой информации;
· стимулирование сбыта;
· установление контактов между производителями и потребителями;
· адаптация продукта к требованиям покупателей (сортировка, сборка, упаковка);
· транспортировка и хранение товаров;
· создание рациональных запасов;
· реклама;
· финансирование жизнедеятельности канала и т.д.
Каналы распределения можно охарактеризовать числом уровней. Крупные фирмы используют нередко многоканальный маркетинг. В любом канале циркулируют следующие потоки:
· физических продуктов;
· прав собственности на них;
· платежей;
· информации.
Средства стимулирования реализации продукции - комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж.
Первый критерий оценки эффективности системы маркетинга: ее наличие в принципе. Как понять, есть ли в организации система маркетинга или ее нет? Вот некоторые параметры эффективно работающей системы:
1. Наличие четких целей
2. Наличие в достаточном объеме необходимых элементов
3. Такая взаимосвязь элементов между собой, которая позволяет добиться синергии
Соответственно, если применить это к маркетингу, то получается, что в компании есть система маркетинга если:
1. четко обозначены цели маркетинга, которые разработаны на основе целей организации
2. присутствуют те элементы системы маркетинга, которые необходимы организации в данный момент для реализации поставленных целей
3. элементы системы маркетинга дополняют друг друга, а не вступают в конкуренцию
Выделяют 8 основных элементов маркетинга:
1. Сбор и анализ маркетинговой информации (анализ собственной деятельности; ситуации в отрасли и в экономике, потребностей клиентов, позиций конкурентов). Выбор целевого сегмента.
2. Построение ассортимента (ассортиментный анализ и выбор ассортиментного ряда на основе показателей спроса и рентабельности). Определение требований к качеству продукции и упаковки.
3. Ценообразование (выбор цены на каждое наименование продукта на основе политики ценообразования, рыночной ситуации и собственных издержек).
4. Построение системы сбыта (определение наиболее адекватных каналов распределения продукции, выбор условий и организация работы с каждым каналом, обеспечение необходимого уровня дистрибуции (доля торговых точек, в которых представлена продукция)).
5. Построение системы продаж (планирование продаж, квотирование по продуктам, каналам сбыта, клиентам; мотивация торгового персонала)
6. Реклама и PR
7. Продвижение, стимулирование сбыта (промо-акции, система скидок, распродажи)
8. Система обслуживания клиентов (сервис, принципы работы с постоянными клиентами, работа с претензиями, гарантийное и постгарантийное обслуживание, повышение удовлетворенности и лояльности клиентов).
Рассмотрим это на примере.
Фармацевтическая компания проанализировала рынок (используя метод экспертных оценок своих сотрудников) и выявила, что существует сегмент рынка, которому очень мало уделяют внимание конкуренты – это небольшие санатории. Проанализировав потребности данного сегмента, маркетологи выявили, что у санаториев существует неудовлетворенный спрос на препараты из натурального растительного сырья (травяные сборы, настойки, фито-чаи и т.д.). Компания выпускала подобные продукты, но в розничной упаковке. Весь аналитический этап занял 1 месяц, после чего была поставлена цель - выйти в новый сегмент рынка и за год добиться 10% доли рынка в Подмосковном регионе. Был разработан маркетинговый план, который включал следующие мероприятия:
№ |
Мероприятие |
Примечание – элемент маркетинга |
1 |
Выбор оптимального ассортимента, доработка существующих позиций с учетом потребностей нового сегмента. В частности были разработаны специальные составы для ингаляций и для ванн. |
Ассортимент |
2 |
Модернизация упаковки под нужды небольших санаториев (большего размера и с меньшей ценой). Для упаковки были выбраны более дешевые материалы, что позволило снизить цены. |
Продукт |
3 |
Подготовка рекламных материалов специально для нового сегмента, в которых были подробно описаны преимущества продукции именно для санаториев. |
Реклама |
4 |
Расчет цены на новый ассортимент. |
Ценообразование |
5 |
Введение во вводный курс обучения по продукту менеджеров по продажам сведений по новым продуктам. |
Человеческий фактор |
6 |
Директ-мейл акция. Во все санатории региона были разосланы новые буклеты. |
Продвижение |
7 |
Обновление информации на сайте компании. |
PR |
8 |
Участие в специальной конференции. |
PR |
9 |
Дегустации в 12 санаториях (по 1 в месяц) |
Продвижение. |
10 |
Составление плана персональных продаж с квотированием по территориальному признаку |
Система продаж |