Концепция функционирования маркетинговой информационной системы.
Функционирование МИС предполагает объединение ресурсов и технологии для осуществления единой цели – предоставления информации с заданными свойствами для принятия управленческих решений. Цель может считаться достигнутой, если в ходе функционирования системы был получен продукт, удовлетворяющий заданным требованиям. Продукт функционирования МИС – совокупность сведений о состоянии внутренней среды фирмы, которые могут быть представлены в виде баз данных или отчетов маркетинговых исследований.
Концепция функционирования МИС представлена в Приложении 1.
МИС необходима для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Чтобы достичь поставленной цели, в системе должны быть решены следующие задачи:
1. Определен круг пользователей информации (каким субъектам системы управления – подразделениям и специалистам, – какого уровня будет предоставлена информация).
2. Определены информационные потребности пользователей информации, определен круг показателей, периодичность их обновления, степень детализации, форма представления.
3. Отобраны источники информации.
4. Отобрана структура баз данных и основные процессы ее функционирования.
5. Определен порядок предоставления информации.
Выбор источников маркетинговой информации зависит от следующих факторов:
· Характера целей управления маркетинговой деятельностью;
· Особенностей функционирования информационной системы обследуемой среды;
· Уровня развития инфраструктуры рынка;
· Наличия ресурсов на приобретения информации.
Для осуществления сбора маркетинговой информации фирма должна располагать соответствующими ресурсами. В первую очередь, это специалисты, обладающие квалификацией в области сбора, обработки и анализа информации. Во-вторых, это методическое обеспечение приемов работы с информацией, так как методы сбора и обработки информации существенным образом влияют на ее качество. В-третьих, это оборудование. В перечень входит не только традиционная офисная техника и программное обеспечение, но и специальное оборудование и приборы, позволяющие регистрировать информацию в ходе исследования. Требования к ресурсному обеспечению МИС зависят от круга проблем, рассматриваемых в задачах системы.
Движение информации в системе организуется посредством информационных потоков (коммуникаций) между маркетинговой средой и субъектами управления фирмы.
Информационный поток – это коммуникация, направленная на перемещение сведений о состоянии процессов в изучаемом объекте в устойчивом направлении от источника к пользователю для удовлетворения его информационных потребностей.
Входящие информационные потоки представляют коммуникации, осуществляемые с целью сбора маркетинговой информации, исходящие – это коммуникации, представляющие управленческие решения, маркетинговые инструменты и прочее.