Поэтапный анализ структуры товарных рынков
На II этапе производится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а также расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке.
К количественным показателям относятся:
- численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке;
- доли, занимаемые поставщиками на данном товарном рынке;
- коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке;
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, показывающий сбалансированность фирм на рынке, — сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками.
В зависимости от занимаемых продавцами на данном товарном рынке долей можно составить ранжированный перечень, в котором проводится анализ разброса долей участия продавцов и равномерности их присутствия на товарном рынке.[5 ст.32]
В ходе анализа показателей рыночной концентрации (коэффициентов и индексов), могут быть получены следующие результаты:
а)
выделены три типа рынка:
высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные;
б) дана предварительная оценка степени монополизации рынка, равномерности или неравномерности присутствия на нем различных субъектов рынка.
На III этапе осуществляется анализ качественных показателей, по которым производится оценка конкуренции на товарном рынке. К ним относятся:
— барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
— открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Под барьерами входа на рынок обычно понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опасности для конкуренции в случае отсутствия барьеров входа на соответствующие товарные рынки.
Могут рассматриваться следующие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конкурентов:
экономические: государственная инвестиционная политика, кредитная, налоговая, ценовая политика, тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности; доступность кредитных и бюджетных ресурсов; неплатежи и пр.;
административные: устанавливаемые органами исполнительной власти всех уровней процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, квотирование, ограничения на ввоз и вывоз товаров, предоставление помещений и земельных участков;
инфраструктурные:
связанные с неразвитостью рыночной инфраструктуры - средства коммуникаций и транспорта, службы по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых и др. услуг;
емкость рынка: связанные с ограниченной емкостью рынка — ограничения но спросу, низкая платежеспособность населения;
Схема №1
“Основные этапы анализа структуры товарных рынков”
инвестиционные: высокая стоимость начального капитала, острая нехватка производственных площадей, оборудования, рабочей силы;