Увеличение эффективности деятельности предприятия
Эффективность предприятия определяется в основном способом производства и его эффективностью.
Существуют различные направления повышения эффективности производства, в том числе:
- инновационное использование научно-технического прогресса, что позволяет при внедрении новых технологий на предприятии снижать затраты на производство единицы товара и через экономию увеличивать прибыль и эффективность;
- ресурсосбережение и модернизация оборудования;
- привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование;
- повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж;
- увеличение ассортимента продукции;
- борьба с конкурентами с целью доминирования на рынке;
- увеличение эффективности управления трудовыми ресурсами;
- увеличение эффективности управленческого фактора (исследований, разработок и политики фирмы).
С последним фактором тесно соприкасается маркетинг, и, хотя все факторы должны находиться во взаимодействии, автор рассматривает именно маркетинг.
Управленческая политика предприятия может включать в себя:
- контроль;
- учет;
- координирование;
- прогнозирование;
- направление (указание целей) деятельности;
- организацию бизнес процесса;
- планирование;
- анализ и регулирование.
Управленческая политика большинства предприятий в России к сожалению включает в себя не все из перечисленных составляющих.
Так как эффективность деятельности предприятия определяется, прежде всего, таким показателем, как прибыль, то с учетом множества видов прибыли можно ввести несколько показателей эффективности на основе показателей бухгалтерской отчетности.
Основными показателями прибыли являются:
- общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
- прибыль от финансовой деятельности;
- прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль;
- нераспределенная прибыль (см. приложение).