Перспективы развития и методы совершенствования торговли результатами интеллектуальной собственности в России

Сегодня в России проблема развития рынка интеллектуальной собственности стоит остро как с правовой, так и с экономической точки зрения. Увеличиваются претензии со стороны иностранных компаний, Россия числится среди первых производителей и экспортеров контрафактной продукции, в том числе 10% всемирного производства контрафактных лекарств ($3.2 млрд.) принадлежит России. Компании не используют возможности интеллектуальной собственности в полной мере, не включают ее в баланс, теряя деньги и одновременно рискуя. Заниженная значимость интеллектуальной собственности в России стимулирует не только продажу ее за границу, но и «утечку мозгов». Следует отметить, что эффективная защита авторских и смежных прав является одним из главных условий вступления в ВТО и интеллектуальная собственность в России в настоящее время является объектом обсуждения на международном уровне (в США 3 марта 2005 г. прошел брифинг «Проблемы интеллектуальной собственности в России). Все вышеперечисленное снижает конкурентоспособность отечественных предприятий, как на внутреннем так и на внешнем рынках и ставит под угрозу экономическую безопасность страны.

Правовая сторона проблемы эффективно решается, о чем свидетельствует законопроект, изменяющий статью 151 УПК РФ и другая колоссальная работа по созданию пакета законов, учитывающих требования ТРИПС. Также, был создан экспертный совет по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности (ЭСИС), который начал работать 25 января 2005 года. Тем не менее, лицензирование предприятий все еще требует доработок и, по мнению международных аналитиков, для законодательства РФ присоединение к международным нормативно-правовым актам, таким как договору ВОИС об авторском праве (ДАП) и договору ВОИС об исполнениях и фонограммах (ДИФ), имеет огромную важность.

С позиции экономического стимулирования развития рынка интеллектуальной собственности необходимы четко-сформулированная государственная и местная политика на макро и мезо уровнях, способствующая не только созданию интеллектуальной собственности, но и внедрению новых технологий в производство, так как сейчас в стране только 35% выданных россиянам патентов на изобретения востребованы. Также существует необходимость развития страхования интеллектуальной собственности, особенно риска, понесенного патентообладателями от несанкционированного использования их интеллектуальной собственности.

В отношении такого сегмента рынка, как страхование интеллектуальной собственности, надо признать, что этот вид страхования в России на сегодняшний день практически отсутствует, тогда как на Западе данный вид услуг достаточно хорошо развит. В нашей стране сегодня страхуются только некоторые виды рисков в области интеллектуальной собственности, никак не связанные с суммами ущерба, понесенного патентообладателями от несанкционированного использования их интеллектуальной собственности. По мнению ряда страховщиков, нет единых, дающих достоверный результат, методик оценки интеллектуальной собственности, а, следовательно, не может быть определена ни страховая сумма, ни страховая премия по этому объекту страхования. Это мнение представляется не совсем верным. Действительно, нет достаточно полно разработанных схем страхования интеллектуальной собственности, а что касается оценки этих объектов, то корректно определить размер ущерба, нанесенного патентообладателю в случае нарушения его прав, в состоянии компании, профессионально занимающиеся этим видом оценки. Но, надо отметить, что ряд страховых компаний уже ведет исследования в области страхования интеллектуальной собственности. Для них, при обеспечении грамотного правового сопровождения страховых случаев, этот сегмент рынка является достаточно привлекательным, так как на сегодняшний день в России он практически не занят.

На микроуровне необходимо провести инвентаризацию и сертификацию объектов интеллектуальной собственности. В процессе инвентаризации происходит выделение объектов интеллектуальной собственности, их идентификация, юридическое оформление, принимается решение о целесообразности постановки их на баланс предприятия, оценивается экономический, фактический и стратегический потенциал интеллектуальной собственности. Цель сертификации интеллектуальной собственности - обеспечение высокой конкурентоспособной продукции за счет юридически чистой интеллектуальной собственности, используемой в хозяйственной деятельности предприятия, и установление фактической принадлежности коммерчески ценных средств.

Отдельно следует выделить проблемы оценки интеллектуальной собственности в России. Закон об оценочной деятельности определяет три обязательных подхода: затратный, рыночный и доходный, также существуют методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности от 2001 года, но этого не достаточно для обеспечения эффективной оценочной деятельности в данной области. Рекомендации по улучшению практики оценки интеллектуальной собственности в России включают: принятие международных стандартов оценки (МСО) в полной редакции в качестве обязательных стандартов оценки РФ, разработку методических рекомендаций по применению МСО с учетом специфики РФ, организацию учебных семинаров по оценке интеллектуальной собственности на постоянной основе, объединение опыта и информационных ресурсов российских оценщиков и специалистов РОСПАТЕНТЕ в области оценки интеллектуальной собственности, сужение специализации оценочных, консалтинговых и аудиторских компаний в области оценки интеллектуальной собственности.

Перейти на страницу: 1 2

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.