Франчайзинг
В мировой практике всё более широкое распространение получает франшиза (франчайзинг)
товарных знаков, а также технических, управленческих и маркетинговых ноу-хау. Суть франшизы заключается в том, что компания разрешает своему контрагенту использовать своё известное фирменное наименование при условии, что он будет сбывать под этим наименованием продукцию этой компании, получая от фирмы всю необходимую помощь.
Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.
Смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
Франчайзинг также называют коммерческой концессией (гл.54 ГК РФ).
Основной принцип франчайзинга: сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата, получая предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания .
Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничные услуги, автоуслуги, бытовое обслуживание и т.д.).
Франчайзинг является средством мобилизации капитала.
Типы франчайзинга:
1. товарный, который связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату с платежами и с определенными условиями;
2. бизнес-формат франчайзинг - предоставление целого пакета услуг франчайзиату со стороны франчайзера: передача производства, ноу-хау, обучение, накопленный опыт, анализ мест размещения, товарные знаки, фирменное название и другое.
На растущих рынках, таких как Россия, Франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.
Франчайзинг начал широко распространяться в 50-е годы, и к 1999 г.только в США эту форму льготного предпринимательства применяли свыше 600 тысяч предприятий. Доля продаж через системы франчайзинга составляет в США около 42 % от общего объема розничных продаж. Крупные франчайзеры имеют более 1000 предприятий - франчайзи каждый, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг. На российском рынке уже действуют около 30 зарубежных франчайзинговых компаний: Pizza Hat, McDonalds, Baskin-Robbins, Xerox и другие. Развиваются и российские компании, работающие на основе франчайзинга - 1С, "Русское бистро", сеть супермаркетов "Перекресток", салоны обуви "ЭКОНИКА-Стиль".
Отмечая положительные стороны сотрудничества на условиях "франшизы", эксперты считают, что оно:
- способствует ускоренному росту производства, товарооборота и услуг даже в случаях, когда партнеры по сотрудничеству не осуществляют значительных инвестиций;
- способствует экономии средств, затрачиваемых на развитие инфраструктуры, содержание персонала фирм, с использованием торговой марки и товарного знака которых осуществляется предпринимательская деятельность;
- облегчает проникновение на внешний рынок путем заключения договоров либо контрактов с зарубежными фирмами о сотрудничестве на указанных условиях;
- повышает репутацию фирм, сотрудничающих на условиях "франшизы", среди деловых кругов в своей стране и за рубежом;
- позволяет фирмам, предоставляющим своим партнерам право использования торговой марки и товарного знака, уделять больше внимания маркетингу, проектно-исследовательским работам, совершенствованию и модернизации производства, а также планированию;
- улучшает финансовые показатели деятельности фирм, сотрудничающих на упомянутых условиях;
- обеспечивает появление товаров и услуг, соответствующих мировому уровню качества.