Понятие, сущность и виды конкуренции на рынке гостиничных услуг.
Кроме ценовой и неценовой конкуренции, выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.
Функциональная конкуренция — это конкуренция между производителями определенного товара. [8]
В свою очередь следует отметить, что по состоянию рынка, его структуры, выделяют следующие основные типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
За исключением чистой, или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Сводная характеристика различных рыночных структур представлена в табл.1.
Таблица 1.
Рыночные структуры.
Модель рынка |
Число фирм и их размеры |
Условие вступления в отрасль |
Тип продукции |
Контроль над ценой |
Формы конкуренции |
Доступность информации |
1.Совершенная конкуренция 1.1. Чистая конкуренция |
Множество мелких фирм |
Очень легкое |
Однородная, стандартизированная |
Отсутствует |
Ценовая |
Равный доступ ко всем видам информации |
2.Несовершен- ная 2.1.Монополистическая конкуренция 2.2Олигополия 2.3.Монополия |
Относительно много небольших фирм Число фирм невелико, средние и крупные Одна фирма |
Сравнительно легкое Наличие существенных препятствий Наличие непреодолимых препятствий, полная блокировка |
Разнородная, дифференцированная Разнородная или однородная Уникальная |
Имеется контроль в узких рамках Ограниченный(при ваимной зависимости)либо значительный (при тайном сговоре) Значительный либо полный |
Ценовая, Неценовая Ценовая, Неценовая Неценовая: связи с общественными организациями |
Сравнительно незначительные ограничения Существенные ограничения От некоторых ограничений до полной информационной блокады |
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен и то, как поведут себя конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. [8]
Если характеризовать рынок гостиничных услуг, то по типу конкуренции можно определить его состояние как монополистическая конкуренция. Это связано, прежде всего, с тем, что на рынке сегодня функционирует определенное количество средних и крупных организаций, отличающихся между собой категорией, уровнем обслуживания, перечнем предоставляемых услуг и другое. Так между предприятиями отрасли возникает как ценовая, так и неценовая конкуренция.