Особенности и проблемы маркетинговой деятельности предприятий торговли на российском рынке
История торговли от зарождения человечества до конца XVIII столетия насчитывает тысячелетия, в течение которых ее основные принципы не менялись. В конце этого периода повышение уровня технологии привело к исчезновению существовавшей системы обмена товаров. Наступила эра ориентации на производство: фирмы выпускали продукцию, не придавая никакого значения нуждам общества, и ожидали от потребителя, что тот станет приобретать товары по той цене, которая установлена фирмой[15]. Рост производительности труда привел к кризису сбыта. Эта функция переместилась к розничным магазинам. К концу Х1Х века была разработана современная система управления продажами.
После первой мировой войны в США, благодаря расцвету экономики, потребление товаров взлетело до небес. Началась эра ориентации на торговлю в американском бизнесе. В середине 40-х годов некоторые бизнесмены увидели возможность гигантского роста сбыта после войны. Фирмы стали прилагать максимум сил к тому, чтобы понять реальные запросы и потребности потребителей. В 1944г. один из теоретиков маркетинга, Симмонс, впервые написал о наступлении эры ориентации на маркетинг.
Количество литературы, так или иначе имеющее отношение к торговле, превосходит многократно возможности одного индивидуума просто прочесть ее, не говоря уже о возможности реализовать полученные знания на практике. Также надо отметить, что даже в базовых вопросах, например, таких как ценообразование, окупаемость и т.д. нет единых подходов. Такое состояние научных знаний о бизнесе, доля которого в совокупном валовом доходе некоторых стран является достаточно существенной, а капитализация некоторых компаний торговли достигает гигантских размеров, может быть объяснена только одним фактором, - возможностью проверить любую теорию на практике в сжатые сроки. Поэтому многим научным деятелям проще заниматься либо макроэкономикой, либо отдельными аспектами микроэкономики, чем пытаться создать теорию, пригодную к применению.
Важнейшим элементом маркетинга торговли является формирование товарного ассортимента эффективного для участников товаропроводящей цепи. Непременным фактором, определяющим эту эффективность, становится различие в понимании критериев ее оценки самими участниками процесса товародвижения.
В.М. Киселев и другие ученые, занимающиеся изучением проблем маркетинга предприятий торговли, рассмотрели критерии оптимальности товарного ассортимента поставщиков розничной торговли, а также определили пути сотрудничества субъектов товаропроводящих цепей в направлении компромисса интересов их участников.
Методически обоснованным будет обозначение интересов в формировании товарного ассортимента, начиная с первого уровня товаропроводящей цепи - товаропроизводителя. Целью товарного производства является получение прибыли от хозяйственной деятельности за счет насыщения товарных рынков, произведенными в результате собственной производственной деятельности средств, для реализации определенной потребности потенциальных потребительских сегментов. В приведенном определении цели товаропроизводителя на рынке определяющим является прибыльность реализуемого товарного ассортимента, которая в свою очередь, определяется следующими факторами:
- стоимостью ресурсов, требуемых для товарного производства;
- широтой и глубиной производимого товарного ассортимента;
- масштабом производственной деятельности;
- ценностью совокупности свойств товара для конечного потребителя;
- конъюнктурой товарного рынка в выбранном региональном масштабе;
- «силой» покупателей и сферы распределения;
этапом жизненного цикла товара на рынке;
- а также и другими факторами, представляющими своеобразие внутренней и внешней среды компании-товаропроизводителя.