Основные принципы организации информационно-аналитической технологии.
Конкурентная разведка рынков, как определяют для себя предприятия, является сложным и многоступенчатым процессом, общую работу которого осуществляет целая цепь взаимодействующих между собой механизмов. В общих чертах, конкурентная разведка рынков базируется на двух основных параметрах. Во-первых, это специализированные узконаправленные исследования, которые концентрируют свой профиль в большей степени на анализе влияния объективных законов рынка на коммерческую деятельность предприятия (самый распространённый приём – это SWOT-анализ). И, во-вторых, информационный анализ, который обычно направлен на учет влияния макроэкономических, политических, административных, криминальных и субъективных факторов на деятельность предприятия (самый распространённый приём – это STEP-анализ). И те, и другие исследования направлены на обеспечение руководства информацией для принятия управленческих решений.
Теперь я бы хотел рассмотреть основные цели создания подразделений конкурентной разведки:
v Обеспечение руководства достоверной, объективной и полной информацией: намерениях партнеров, смежников, клиентов, контрагентов;
v Сильных и слабых сторонах конкурентов;
v Сбор данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров;
v Оповещение о возможном возникновении кризисных ситуаций;
v Мониторинг и контроль хода реализации заключенных договоров и достигнутых ранее договоренностей.
Для дальнейшего разговора об основных принципах организации технологии конкурентной разведки на предприятии необходимо четко разделять такие понятия, как данные, информация, знания. Собранные факты на первом этапе представляет собой разведанные данные. После их обработки (сортировки, калибровки) они превращается в информацию. И только после сделанных экспертных выводов после её анализа и синтеза, информации, она становится знаниями. Знаниями дающими реальную почву руководству для принятия управленческих решений. Исходя из практики, информационные исследования (экономическая или конкурентная разведка) содержат в себе следующие основные этапы, которые на профессиональном языке данные этапы ещё называют разведывательным циклом:
v Иерархия целей и планирование;
v Сбор данных;
v Обработка данных (превращение в информацию);
v Анализ и синтез информации – превращение в знания;
v Распространение полученных знаний.
В силу специфики подразделения, которое я представляю, сегодня мы будем говорить не о полном комплексе организационно-технических мероприятий, необходимых для организации полноценной экономической разведки, а лишь об узком сегменте – информационно-аналитической работе. Важное условие успешной работы эксперта-аналитика: наличие информационного поля хозяйствующего субъекта, которое должно представлять собой ряд структурированных и неструктурированных информационных массивов, необходимых для принятия управленческих решений. Как правило, эти массивы формализованы в виде различных банков и баз данных, которые позволяют строить информационные модели, давать практические рекомендации по управлению текущей ситуацией и прогнозировать её дальнейшее развитие[12].
Банк данных – система специальным образом организованных данных, предназначенная для их накопления и использования. База данных – часть банка данных, содержащая описание информационных объектов (объектов учета). Состав базы данных и их связи между собой определяют структуру банка данных. Накапливаться должна только та информация, которая в дальнейшем потребуется для анализа. Чем больше посторонней информации, тем сложнее работать с информационными массивами. Информация должна быть «отжата» и структурирована для дальнейшей аналитической обработки.
Иногда можно выделить два определяющих способа представления накопленной информации:
v Неструктурированное представление (текстовые, графические, видео- и аудио-файлы).
v Структурированное представление (данные с четко установленными взаимосвязями и закономерностями получения новых данных из взаимодействия нескольких хранимых).
Основная технология аналитика – это установление причинно-следственных связей между различного рода данными. Построение причинно-следственных цепочек позволяет обработанные данные обратить в информацию и, сделав выводы в предметной области, синтезировать соответствующие рекомендации для руководства предприятия. Чем более полной информацией будет обладать аналитик, тем более точными будут его рекомендации и тем ниже риски предприятия.
Наиболее точная картина будет формироваться, если банк данных будет включать в себя данные, получаемые из внешних источников и данные, получаемые из внутренних источников. К данным, получаемым из внутренних источников, могут относиться отчеты сотрудников по всем аспектам взаимоотношений с внешними контрагентами.