Клиенты как субъекты принятия решений
Экономисты и маркетологи рассматривали и продолжают рассматривать процесс принятия решений клиентом как рациональный поиск разрешения стоящей перед человеком проблемы. По мнению Энгеля, Блекуэлла и Маниарда, решение проблемы равнозначно контролируемому и осмысленному действию, предпринимаемому с целью удовлетворить конкретные потребности. Традиционно процесс принятия решений подразделяется исследователями на ряд этапов.
Определение потребности
Потребитель осознаёт наличие разрыва между состоянием полной удовлетворённости и нынешними своими ощущениями. Такое осознание в дальнейшем служит для него движущим мотивом сократить обнаруженный разрыв.
Поиск информации
Потребитель приступает к выяснению нужной информации, либо используя для этого внешние источники (сравнивая альтернативные товары непосредственно в магазине, изучая каталоги, буклеты или другие материалы), либо воскрешая в памяти собственные впечатления от уже опробованных продуктов.
Оценка альтернативных вариантов
Потенциальный покупатель сводит всё разнообразие приемлемых для себя продуктов к определённому набору, в рамках которого и будет производиться окончательный выбор. Потребитель определяет значение для себя каждой из присущих данной категории товара характеристик или преимуществ, присваивает им определённый коэффициент значимости, выясняет их рейтинг в том или ином бренде и перемножает коэффициенты и рейтинги по каждому из продуктов. Далее просто сравнивает итоговые показатели общей полезности каждого образца.
Приобретение и потребление
Покупатель приобретает лучший для себя вариант (при его наличии) и приступает к его использованию. В процессе использования он сопоставляет действительность со своими ожиданиями. Если результаты сравнения радуют, и человек впоследствии приобретает тот же продукт.