Групповые эргономичные свойства и показатели
Для того, чтобы оценить удобства пользования товаров необходимо определить степень соответствия формы, массы, размеров и других свойств товаров эргономичным (антропометрические, психофизиологические, психические) свойствам человека . Таким образом,зручність пользование - это комплексное свойство,
которая определяет способность товара реализовать свое назначение; Ее можно разделить на следуя подгруппы:
антропометрические свойства товара,
психофизиологические свойства товара,
психологические свойства товара.
Таким образом, удобство пользования учитывает удобства подготовки товара к эксплуатации (установка, подключение, открытие, загрузка), учитывается удобство функционирования товара (содержание, регуляция, перевозка, удобство присмотра).
Антропометрия – это метод, который заключается в разных измерениях человеческого тела. Антропометрические свойства товара – это способность товаров отвечать в наибольшей степени размерным характеристикам потребителя. Единичными
свойствами для антропометрического свойства являются: размер, форма, конструкция
. Наибольшее значение антропометрического свойства имеют при оценке качества непродовольственных товаров.Психофизиологические свойства товара характеризуют соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека. Выделяют 5 видов ощущений:
1) прикосновение –
это кожное ощущение, ощущение возникающее при прямом контакте с предметами внешнего мира;
2) вкус
– это химическое ощущение;
3)нюх
- это химическое ощущение;
4) слух
– это способность воспринимать звуковые волны;
5) зрение
– обусловлено восприятием световых волн. Психофизиологические свойства товаров всегда являются решающими при определении качества новых продуктов питания и некоторых непродовольственных товаров. Все богатство субъективных ощущений товаров формируется из 4 типов вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький); 7 первичных запахов (
камфорный, мускусный, цветочный, ментоловый, эфирный, острый, гнилостный); Основные цвета - три цвета(
синий, красный, зеленый), при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальное цветов. Ни один основной цвет не может быть получен смешением остальных двух основных цветов. Число возможных наборов основных цветов бесконечно
. Таким образом восприятие свойств товаров органами чувств является физиологичным процессом, который во многом зависит от индивидуальных особенностей организма. Психологические свойства товаров – это способность товаров отвечать психике потребителя (восприятию, мышлению, памяти) .Психологічні требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости тембра звучания, яркости изображения. Психологические свойства товаров отвечают традиционным и новосформованим навыкам человека, а также возможностям восприятия и переработки информации. Эти свойства характерны для продовольственных и непродовольственных товаров. (выполнение и стабильность товарного вида).
Гигиенические свойства
– это такие свойства товаров, которые влияют на организм и работоспособность человека. Определяются условиями эксплуатации изделия (шум, вибрация, газовый состав, естественный материал). Для оценки гигиенических свойств используют следуя показатели: гигроскопическая, паро- и пило- емкость, влажность, уровень шума, вибрация. Эстетичные свойства.
Информационная выразительность товара включает художественно образную выразительность, оригинальность формы и соответствие стиля и моде. Рациональность формы
– это соответствие формы объективным условиям производства и потребления товаров. Рациональность формы учитывает функционально – конструктивную необходимость и соответствие формы эргономичным требованиям. Целостность композиции