Маркетинг каскадного типа
При каскадном маркетинге руководство предприятия, принимая решения, прежде всего, думает не столько о перспективе выхода на рынки нескольких стран, сколько о рынке одной страны. От успеха такого выхода во многом зависит вся остальная международная деятельность по реализации товара или услуги в других странах, освоение международных рынков.
Для этого типа международного маркетинга характерным является то, что с него обычно начинают фирмы, не имеющие опыта внешнеэкономической деятельности. Главное преимущество маркетинга этого типа заключается в самой низкой степени риска по сравнению с другими типами маркетинга и возможности концентрации усилий фирмы на потребностях отдельного рынка какой-либо страны. Достоинством маркетинга каскадного типа является и его универсальность. Там, где товар или рынок не может быть адаптирован с учетом стандартизации, всегда может быть использован этот тип маркетинга.
Для предприятий, имеющих опыт международного маркетинга такого типа, всегда существует противоречие между использованием уже успешно опробованных решений и необходимостью их адаптации в новых условиях рынка. За применение хорошо зарекомендовавших себя решений и их стандартизацию для аналогичных ситуаций приходится расплачиваться большими сроками приспособления таких решений к конкретным условиям, что может быть сопряжено даже с большими затратами, чем на разработку оригинальных способов выхода на конкретный рынок.
Каскадный маркетинг позволяет фирмам накопить необходимый международный опыт, его использовали в той или иной степени многие современные ведущие ТНК. По результатам его проведения хотя бы в одной стране предприятия могут почувствовать свои возможности в международном бизнесе. В этом отношении он незаменим как экспериментальное средство выхода на внешние рынки.
Однако выход на международный рынок даже одной страны заставляет фирмы уже на этом этапе искать преимущества от ведения предпринимательской деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Следовательно, даже один внешний, успешно освоенный рынок заставляет руководство принять меры к объединению интересов внутреннего и внешнего рынков фирмы.
В отличие от каскадного маркетинга все остальные типы маркетинга, использующие концепцию полной или частичной глобализации рынков, руководствуется, прежде всего, соображениями прибыли от работы на нескольких взаимосвязанных рынках. Повышение рентабельности фирмы за счет объединения интересов внешних и внутреннего рынков ограничивается, однако, возможностями стандартизации товара или услуги. Если будет достигнута полная стандартизация товара или услуги и есть возможность применения на всех внешних рынках остальных стандартных элементов комплекса маркетинга, то фирма потенциально может перейти к использованию глобального маркетинга. В противном случае фирме предстоит принять решение о целесообразности реализации транснационального маркетинга.
Глобальный маркетинг предполагает полную стандартизацию комплекса маркетинга, а транснациональный - его определенную экономически целесообразную часть. Таким образом, отсутствие возможности полной стандартизации комплекса маркетинга или его экономически целесообразной части обусловливает исключительность применения в ВЭД маркетинга каскадного типа.