Общая характеристика проблем, связанных с использованием сети Интернет в маркетинговой деятельности

Под маркетингом обычно подразумевается изучение рынка (размеров, демографических характеристик, потребностей) для размещения продукта, определения цены, вероятных покупателей и выработки способов общения с последними. Поэтому человек, занимающий­ся маркетингом в Интернет, обычно сталкивается со следующими проблемами: неизвестными размерами рынка, пассивностью покупателей и незнанием потре­бителей.

1) Неизвестные размеры рынка

О пользователях Интернет мы знаем очень мало. Мы даже не можем более или менее точно определить их число. Наиболее распространенная оценка размера Интернет, принадлежащая Internet Society, определя­ется как число подключенных к сети узловых компью­теров. В июле 1996 года их было 13 миллионов (на самом деле это лишь часть Сети), при этом за первое полугодие 1996 года это число увеличилось на 35 %. Вычислить количество пользователей в зависимости от серверов так, чтобы результат соответствовал действи­тельности, практически невозможно. По некоторым оценкам, в настоящее время пользова­телей Сети порядка 50 миллионов.

Отличительной особенностью Интернет как новой инфраструктуры маркетинга и сбыта яв­ляется тот факт, что здесь пока не действует основной принцип рыночной экономики: спрос рождает предло­жение. Опыт многих стран свидетельствует, что не по­требитель определяет объем цифровых услуг. Напро­тив, поставщики и производители приходят к выводу о необходимости вспрыгнуть на подножку отходящего экспресса "Интернет". И объясняется это не только воп­росами престижа, но и опасением, что лучшие места на этом перспективном рынке расхватают другие.

Кроме того, производители товаров и прямые постав­щики услуг надеются с помощью нового канала дист­рибуции избавиться от сонма посредников, которые заполонили дорогу к розничному торговцу и потреби­телю.

Если о размерах Интернет (и, в частности, WWW) можно сказать только, что они «очень велики» и «про­должают расти», то как оценить демографические ха­рактеристики пользователей сети? Иными словами, как узнать потребности неизвестного рынка? Что, в конце концов, продавать? Ответ, как вы уже, наверное, до­гадались, тот же: неизвестно. Одно из исследований показало, что 95 % пользователей составляют мужчи­ны в возрасте от 22 до 30 лет, то есть студенты и не­давние выпускники вузов. Появление новых электрон­ных услуг, конечно же, сильно изменит эти цифры (и, скорее всего, в лучшую сторону).

2) Пассивность потребителей

Достаточно ли знать, что потребителей «много» и «их число растет»? Как правило (имеется в виду разновид­ности бизнеса), точные цифры — «сколько» и «как быстро» — не нужны. В конце концов, расходы на подключение к Интернет по сравнению с затратами на открытие настоящего магазина и оплату труда работ­ников относительно невелики.

Настоящие проблемы возникают, когда вы пытаетесь сообщить (неизвестно кому!) о своем существовании и продукции. Сегодняшние возможности передачи дан­ных — электронная почта и доски объявлений (теле­конференции) — абсолютно неприемлемы для распро­странения такой информации. Необходимо четко понимать, что товары и услуги нельзя рекламировать в Сети так же, как по телевидению, то есть прямо и настойчиво. Предложения своей продукции в подоб­ной форме и явное продвижение самого себя не поощ­ряются. Нарушение неписаных правил немедленно приводит к реакции со стороны пользователей — на­рушителя «сжигают», иными словами, ему посылают тысячи осуждающих сообщений по электронной поч­те. Огромный объем информации способен вывести из строя сеть пользователя, которая окажется не в состо­янии справиться с обработкой такого количества сооб­щений. Это отобьет у нарушителя всякое желание иметь дело с Интернет. Если обычный маркетинговый подход в этой среде не работает, то как же представить свой товар или услугу широкой публике? Некоторые, например электронный магазин «Hotwired» журнала «Wired», пробовали продавать место под рекламу в электронных публикаци­ях. Изображение компании и гипертекстовая связь добавлялись на страницу в надежде на то, что чита­тель не только запомнит название фирмы, но и перей­дет к ее странице и сделает покупку. Более того, в Интернет существует более ста настоящих торговых центров, предоставляющих адреса всевозможных элек­тронных магазинов по категориям. В ряде случаев они дают покупателям, твердо знающим, что им нужно, возможность легко и быстро найти желаемые товары и услуги.

Результаты таких публикаций и работы торговых цен­тров, конечно же, не могут быть обобщены, а невоз­можность совершать крупные сделки по соображени­ям безопасности не позволяет сделать какие-либо выводы.

Существует множество объяснений, почему некоторые электронные магазины терпят неудачу (здесь не учитывается явные недостатки: плохой пользователь­ский интерфейс, нехватки графики, неудобного ме­ханизма оформления заказов, невозможности оплаты наличными и так далее). Однако, как правило, пове­дение покупателей обуславливается следующими мо­ментами:

Перейти на страницу: 1 2

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.