История вопроса
История сети Интернет начинается в конце 1960-х годов, когда Министерство обороны США создало сеть компьютеров военного ведомства, получившую название ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network). Быстро осознав полезность такого рода сети, ученые университетов и колледжей создали свою сеть для обмена информацией. Постепенно возникали новые и новые локальные сети, соединенные в одну. Таким образом, к концу 80-х годов XX в. под термином Интернет стали понимать мировую «сеть сетей».
В начале 90-х начинается коммерциализация Интернета, появляются новые термины: e-commerce (электронная коммерция) и
e-business (электронный бизнес). Под e-commerce понимают продажу и покупку товаров и услуг в сети Интернет. Термин e-business имеет более широкое значение и включает в себя все виды бизнес-активности, которые могут быть осуществлены через сеть Интернет. Правда, в повседневной деятельности часто происходит подмена одного термина другим.
Приведем определившуюся на данный момент терминологию.
• Электронный бизнес - это организация различных видов бизнес деятельности компании через информационные технологии. Он включает привлечение и удержание клиентов, бизнес партнеров, осуществление маркетинговых коммуникаций, электронной коммерции и маркетинговых исследований
• Электронная коммерция — осуществление обмена ценностями с использованием информационных технологий, включая все элементы канала распределения и осуществления самого факта продажи.
• Электронный маркетинг - это процесс планирования и реализации товаров, услуг, идеи и организаций, их сбыт, продвижение и ценообразование с использованием информационных технологий.
• Интернет маркетинг - более узкое понятие, чем электронный маркетинг, поскольку электронный маркетинг предусматривает использование и других информационных систем, а не только Интернет.
В ходе развития Интернета сформировались широкие электронные связи индивидов и предприятий, что явилось базой для создания новой электронной среды, в которой информация стала более значимой, более доступной, изменилась роль посредников, и, наконец, потребитель получил определяющее значение на рынке. Интернет является одновременно и причиной и результатом возникновения этого нового вида экономики, продуктом фундаментальных технологических и экономических изменений, приведших к ее рождению, а также ее средой и рынком.
Все это вызвало существенные изменения в мировой экономике. Повсеместно усилилась конкуренция свободного рынка и образовалась новая, взаимозависимая в глобальном масштабе финансовая система. Изменились базовые отношения и модели ведения бизнеса - от ориентации на продуктовые линии к главенству пользователя; от массового производства - к изготовлению на заказ; от длинных и инерционных производственных цепочек - к соревнованию по сокращению производственного цикла; от традиционных трудовых соглашений к росту свободных форм найма, а также от ценности материальных предметов к ценности знаний и интеллекта.
Ключевыми факторами успеха предприятия стали: его динамизм; умение сконцентрироваться на основных направлениях и процессах бизнеса; возможность перестройки производственных связей; быстрая реакция и отсутствие периода неопределенности; способность наращивать ресурсы и инфраструктуру, преодолевая географические границы, и, наконец, наличие ИТ-инфраструктуры, функционирующей по принципу «подключи и работай» (с гибкой и адаптируемой архитектурой приложений). Никогда ранее информационные технологии не играли такой важной роли для успеха. Действительно, при вступлении в новое тысячелетие и эпоху развития электронного бизнеса, отделить сам би шее от информационных технологий становится практически невозможно. Изменение, некогда рассматривавшееся как короткий период перехода между двумя (более длительными) периодами относительной стабильности, сейчас представляет собой непрерывный процесс. Концепция предприятия-монолита, обладающего всеми продуктами, службами и сбытовыми каналами, необходимыми для удовлетворения потребностей клиентов, стремительно заменяется стратегическим партнерством, «электронными» предприятиями и интегрированными производственными цепочками предприятий-партнеров.
Переход решающей силы в новой экономике к потребителю поднимает процесс управления маркетингом на предприятии на новый качественный уровень, повышает требования к качеству принимаемых решений, усложняет сам процесс управления маркетингом. Все большее значение получает выбор грамотной маркетинговой стратегии компании и ее четкое воплощение.