Этапы PR-кампании.
Наверное один из наиболее важных пунктов анализа – это анализ целевой аудитории
. Именно на формирование или изменение сознания и поведения этих аудиторий, собственно, и направлена PR-кампания.
Вот что советует относительно планирования работы с аудиторией известный специалист в области PR профессор Р. Келли.
1. Классифицируйте вашу аудиторию по приоритетности.
Начать следует с ранжирования по приоритетности аудитории, в которой ваша организация заинтересована. Кто они, «главные» для вас люди: потребители, потенциальные клиенты, работники вашей организации, СМИ, деловое сообщество, власти и т. п.?
2. Узнайте, что они о вас думают
. Если есть возможность, для планирования кампании нужно узнать мнение аудитории о вашей организации, особенно о тех сферах, в которых могут назревать проблемы. Сделайте предположения о возможном негативном поведении или отношении к вашей организации.
3. Решите, в какой степени необходимо изменить образ действия организации
. Определив возможные сценарии негативного по ведения, запланируйте действия, которые предотвратят эти сценарии и, наоборот, вызовут реакции позитивные. Для этого нужно решить, формировать, изменять или усиливать сложившееся мнение.
Исследование сообщений— это изучение содержания и формы тех PR-материалов, которые в ходе кампании НПФ «Урал ФД» адресует целевым аудиториям. При анализе сообщений выявляются их сильные и слабые стороны, жанровые особенности, усиливающие или ослабляющие воздействие, соответствие лексики культурно-образовательному уровню целевых аудиторий, сила и действенность используемых выразительных средств. Основными методами анализа сообщений являются опрос экспертов, фокус-группы, лабораторный эксперимент.
Исследование каналовзаключается в выборе средств, с помощью которых сообщения доставляются до целевых аудиторий. К числу возможных каналов относятся средства массовой информации, визуальные средства (например, наружная реклама), интернет, специальные мероприятия (круглые столы, конференции, презентации, праздничные акции), распространение информации через предмет (например, сувениры с фирменной символикой).
Возможно и необходимо использовать такое средство коммуникации, как личный канал (например, слухи, личные встречи). Значимость каждого из каналов для данной PR-кампании определяется ее целями и спецификой целевой аудитории. Основные методы, применяемые при исследовании каналов, — анализ документов, наблюдение, массовый опрос, фокус-группы.
2) Этап планирования.
После того, как определены цели PR-кампании и целевые аудитории, выбраны источники коммуникаций и каналы, можно переходить к этапу планирования, и к дальнейшей конкретизации предстоящих действий. Вот что необходимо в этой связи, по мнению специалистов известной Лондонской школы PR:
• Установить ключевые цели и сроки для их достижения.
• Выбрать правильную стратегию для достижения поставленных целей.
• Выбрать средства и тактику для достижения целей и поддержки стратегии.
Планирование позволяет увидеть ситуацию в целом, оптимизировать ресурсы и бюджеты. На этом этапе закладываются критерии для оценки эффективности PR-кампании. Поэтому необходимо максимально точно определить качественные и количественные цели для каждого мероприятия и действия, включенного в план.
Календарное планирование
Можно использовать различные виды планирования. Чаще всего используется календарный план, где все мероприятия и действия расположены в хронологическом порядке. Если PR-кампания направлена на несколько групп общественности, то имеет смысл составить план для каждой из целевых аудиторий.
Самый простой тип календарного планирования — это обыкновенная таблица, в одной графе которой излагаются этапы кампании (чем подробнее они расписаны, тем лучше), в другой — формы отчетности. И конечно, все это привязано к четкому хронологическому порядку.
Например, фрагмент календарного плана может выглядеть так:
Таблица №2
Пример календарного планирования
№ этапа |
Наименование этапа |
Мероприятия этапа |
Сроки проведения |
Отчетность |
1 |
Информирование аудитории о переименовании НПФ «Парма» в НПФ «Урал ФД» и продвижение продукта фонда – обязательное пенсионное страхование. |
Пресс-конференция для СМИ «Как заработать за счет средств работодателя» |
1 сентября 2007 г. |
Публикации в газетах (не менее трех), выход в свет сюжетов в теленовостях (не менее трех) |
Организация выступлений специалистов на крупных предприятиях-клиентах банка |
2 сентября-30 сентября 2007 г. |
Отчет о проведенных встречах и количество заключаемых договоров на местах | ||
Организация продаж услуг фонда в отделениях и филиалах банка «Урал ФД» |
С 1 сентября |
Отчет о количестве заключаемых договоров и потоке потребителей, поведении потребителей, их мнениях и высказываниях. Дифференциация поведения в зависимости от точки продаж |