Россия – Япония.

Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая одно из первых мест в мире по экономической мощи. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Основные торговые партнеры Японии – это США (более 29% товарооборота), страны ЮВА (25,6%), страны ЕС (около 16%). Товарооборот с Россией составляет в целом менее 1% внешнеторгового оборота Японии.

Япония закупает у России преимущественно традиционные для ее рынка товары: лес, уголь, металлолом, рыбу, морепродукты ( российский экспорт морепродуктов в Японию, по данным японской таможенной статистики, за последние 6 лет возрос в 4 раза: см Таблицу 3). Россия продала Японии в 1993 году товаров почти на 2,8 млрд. долларов. Это были главным образом продукты питания, сырьевые материалы, минеральное топливо, химические продукты, неметаллические изделия, металлы, оборудование, транспортные средства. В 1993 году экспорт России в Японию увеличился по сравнению с 1992 годом на 36 млн. долларов.[21]Россия имела положительное торговое сальдо. В первой половине 1994 года наблюдалось сокращение взаимной торговли, ускорившееся во втором полугодии. Так, по данным японской статистики, при общем сокращении полугодового товарооборота на 3,2 % - до 2006 млн. долларов, российский экспорт вырос на 7,9% - до 1447 млн.долларов при уменьшении импорта на 22% - до 619 млн. долларов.[22] Изменения товарооборота России и Японии в 1991-1994 гг. показаны в Таблице 2.

Товарная структура российско-японской торговли значительно отстает от соответствующих требований научно-технического прогресса. В частности, в экспорте России доля необработанного, в основном дальневосточного, сырья превышает 50% , продукции низкой степени переработки - около 40% , тогда как на машины и оборудование приходится менее 1 %. В российском импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществления структурных преобразований производства в России. В то же время продолжающаяся структурная перестройка экономики Японии и качественные сдвиги на мировых рынках топлива и другого сырья в пользу покупателей снизили заинтересованность части японских деловых кругов в расширении и совершенствовании экономических и научно-технических связей с Россией, которая стала рассматриваться в качестве второстепенного партнера.

Россия могла бы экспортировать значительно больше товаров, но этому мешает, в частности, несоблюдение сроков доставки товаров и нередко низкое их качество. Другим тормозом российско-японской торговли и долговременных экономических отношений стала проблема финансирования японского экспорта: пока не будет гарантий со стороны российского государства, японские деловые круги не смогут финансировать соответствующие экспортные операции. Серьезным препятствием в развитии двусторонних отношений, по мнению японских экспертов, является вопрос о “северных территориях”.

Однако несмотря на все препятствия и в нынешнем товарном наполнении российский экспорт в Японию сохраняет значительные резервы роста, поскольку в текущем десятилетии Япония останется крупнейшим в мире импортером леса, рыбы и морепродуктов, различных нефтепродуктов и сжиженного природного газа, каменного угля ( японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей ) и разнообразного металлургического сырья, соответствующих полуфабрикатов, цветных металлов и многих других товаров современного российского экспорта.

В настоящее время обсуждение экономических и политических вопросов двусторонних отношений на различных уровнях ведет к появлению новых тенденций в российско-японских экономических отношениях. Особое место занимает состоявшийся в октябре 1993 г. визит Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в Японию. В подписанной в ходе визита Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений подтверждена необходимость обеспечения новых возможностей для развития сотрудничества по мере продвижения российских реформ, а также определены его приоритетные области – топливно-энергетические отрасли, металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, конверсия военных производств, транспорт, связь и др.

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.