Внедрение иностранных компаний на российский рынок.

Первые иностранные компании, начавшие целенаправленное внедрение на российский рынок, - это крупнейшие транснациональные корпорации, производящие недорогую продукцию массового спроса и считающие, что они должны присутствовать на всех крупных рынках. В качестве примеров можно привести McDonalds, Mars, Coca-Cola, Funai и т.д. После массовых поставок товаров такие компании обычно приступают к их производству внутри страны. Это диктуется высокими таможенными пошлинами и необходимостью размещать производство ближе к потребителям.

Другая группа компаний, активно внедряющиеся на российский рынок - это те фирмы, которые сотрудничали с СССР в 70-80-е годы, например, ABB, Siemens, Nokia. Высокий интерес к России проявляют также компании, специализирующиеся на добыче и\или торговле сырьевыми ресурсами, особенно те, которые имеют опыт работы в развивающихся странах, например, Exxon, Amoco, Chevron, Conoco, Trans World Metals.

Тем не менее, обычно происходит изолированное проникновение иностранной фирмы на российский рынок, без разработки глобальной стратегии работы в России. Лишь немногие иностранные компании решились не только осуществить отдельные проекты в России и странах СНГ, но и создать масштабную сеть своих производственных структур (для этого требуются как инвестиции в производство, так и создание всей необходимой инфраструктуры, характерной для ФПГ).

Так, швейцарско-шведская машиностроительная группа ABB произвела инвестиции в десятки предприятий бывших коммунистических стран и теперь существенная часть ее ФПГ находится в Восточной Европе (включая Россию). В 1994 г. эти предприятия произвели продукцию на $1.66 млрд.[41] Характерно, что ABB намеревался приобрести некоторые российские банки[42] и учредил шведско-российский инвестиционный фонд[43].

В настоящее время ABB владеет акциями 20 российских предприятий, специализирующихся в самых различных областях: контрольно-измерительная аппаратура, производство газовых турбин, электрогенераторов, кабелей, оборудование для нефтехимической промышленности[44]. Консорциум ABB-Chevron принимает участие в реконструкции ведущих нефтеперерабатывающих заводов России: “Киришинефтеоргсинтез”, “Пермьнефтеоргсинтез”, “Куйбышевнефтеоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Ангарская нефтехимическая компания”, Московский НПЗ.

Высокую активность на российском рынке проявляет концерн Siemens, который создал здесь 11 совместных предприятий и одно предприятие со 100%-м иностранным капиталом, получил крупные заказы на строительство магистральных и местных коммуникационных линий, на выполнение ряда проектов некоторых металлургических заводов, на реконструкцию ТЭЦ и автоматизацию сборочных линий ГАЗа[45]. Концерн приобрел крупные пакеты акций ряда российских предприятий, в частности Калужского турбинного завода[46], АО “Электросила”[47].

При этом продвижение на российский рынок не происходит бессистемно. Siemens создает структуры для координации своих действий и анализа российских условий. В частности, в концерне создан спецотдел, занимающийся проблемами организации финансовых потоков в России, выработкой мер против нехватки оборотных средств, в т.ч. организацией бартерных поставок[48].

Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемой доли рынка достигается благодаря характерной для ФПГ связке финансовые структуры - промышленность - торговые структуры, а не методами административного характера. Например, одно из характерных обвинений американских производителей против Японии - это недопущение американских товаров в японскую торговую сеть (часто при отсутствии законодательных ограничений и таможенных барьеров). Поэтому в рамках стратегии по внедрению на российский рынок иностранные ФПГ создают собственные финансовые и торговые структуры в России. Например, турецкий банк Yapi, основные клиенты которого - строительные фирмы, создал дочерний банк Yapi-Токо-Bank (51% акций принадлежит Yapi) специально для обслуживания турецких строительных фирм, работающих в России[49].

Примером создания развитых структур при внедрении на российский рынок может служить российско-швейцарский холдинг “Э.К.С.Интернешнл” (Пермь). Холдинг контролируется швейцарской инвестиционно-торговой компанией Norrexim (Цюрих). В него входят: “ЭКС опт” (оптовая торговля), ООО “ЭКС лимитед” (розничная торговля и управление инвестициями), ООО “Доктор ЭКС” (поставка медикаментов) с филиалами в Москве, Екатеринбурге, Ижевске и Пермской области, российско-швейцарское предприятие “ЭКС Хандельс АГ”. Кредитование импортных поставок осуществляет компания Norpexal. Холдинг владеет 35% АКБ “Развитие” (Пермь) и 19% АКБ “Заря Урала”.[50]

Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции на российском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россию часто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданием дистрибьюторской сети. Иностранная компания может создать, купить (или поставить под контроль иным способом) российскую торговую фирму и выдать ей льготный товарный кредит с целью внедрить свой товар на рынок. После этого проводится планомерное расширение присутствия на рынке, включающее (кроме рекламы и привлечения дилеров) создание сервисных центров, конечных производств (из иностранных комплектующих или полуфабрикатов), привлечение к сотрудничеству финансовых структур. Финансовые структуры используются не только для денежных расчетов, но и для покупки российских предприятий схожего профиля.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.