Характеристика цен на мировом лесном рынке
Биржевая торговля для лесобумажных товаров малотипична. Фактически, лесные биржи действуют в США (особенно большие объемы торгов наблюдаются на Chicago Mercantil Exchange, CME), где они воздействуют на торговлю между США и Канадой, которая малоинтересна для других стран. Более распространены аукционы. На них во многих странах продается лес на корню, через аукционы реализуется также небольшая часть лесоматериалов в Японии. Но, в виду специфичности таких сделок, применение цен таких аукционов также ограничено.
Напротив, уровень и динамика стоимости многих лесобумажных товаров в международном обороте определяется оптовыми или импортными (экспортными) ценами в отдельных крупных странах-импортерах (экспортерах). Именно цены такого рода выступают ведущими ориентирами при заключении сделок с реальным товаром. Так, в дальневосточном регионе торговля лесоматериалами осуществляется в основном по оптовым либо импортным ценам в Японии, или близко к ним. Регулярно публикуемые цены, в случае необходимости могут быть приведены к базе франко-порт Японии или страны-экспортера вычитанием известного уровня ориентировочной величины прибыли и издержек оптовика, импортера, а также транспортных и страховых расходов. В Западной Европе в качестве мировых цен часто используется информация агентских, так называемых брокерских фирм по ценам представительных на данный момент сделок. Относительно реже экспортеры выпускают прейскуранты на свою типичную продукцию. Близкий к последнему случаю характер имеют цены целлюлозно-бумажных товаров — по большинству из них фирмы-продавцы объявляют уровень цен на представительный товар. Однако, в реальной практике эти справочные цены обычно корректируются через механизм негласных или полугласных скидок или надбавок.
Таком образом, в большинстве случаев доступные покупателю или продавцу цены лесобумажных товаров имеют характер справочных. Они фиксируются на типовой, известный на рынке вид продукции. Цены реальных сделок нередко несколько отличаются за счет скидок и надбавок за качество, по сравнению с базовой позицией, за счет разных условий поставки, платежа и т.п. Порой бывает, что на рынке известна цена условной, необязательно строго очерченной в реальной торговле качественной группы (например, пиломатериалы разных групп финских лесозаводов, пиловочник из США горной или прибрежной заготовки), но фирмы, регулярно присутствующие на рынке, обычно неплохо ориентированы, как относится по качеству и по рыночной стоимости базисная позиция и конкретный товар какого-либо поставщика.
Внешнеторговые цены такого рода публикуются, как правило, в специализированной отраслевой прессе. Довольно полное представление о ценах целлюлозно-бумажных товаров дают издания “Pulp and Paper Week”, “This Week”. Цены на лесоматериалы публикуются в журналах “Timber Traid Journal”, “Ле Буа Насьональ”, “Хольцкурир” и релизе “Ойвид тимвер”. По дальневосточному рынку для аналогичных целей можно пользоваться изданиями “Бейзай Уикли” и “Japan Lumber Journal”, по североамериканскому — релизом “Рэндом Ленгс”. В нашей стране “БИКИ” а также “Коммерческий бюллетень “Рынок леса и лесоматериалов”.
По некоторым видам продукции из древесины, объем внешней торговли по которым невелик, или по которым велик уровень монополизации, цены публикуются редко и эти публикации носят случайных характер. Аналогичные проблемы возникают при необходимости определить стоимость изделий с высокой степенью доработки — правильная оценка в данном случае затруднена широчайшим диапазоном качественных параметров изделий и дробностью их номенклатуры. В подобных случаях, цена может определяться только в ходе конкретных переговоров с несколькими независимыми фирмами. Ориентировочную стоимость продукции на мировом рынке иногда приходится определять расчетом, т.н. средней стоимости единицы товара при экспорте или импорте его в страну, на которую падает существенная часть мирового оборота. Следует иметь в виду, что результаты такого расчета имеют весьма приблизительный характер.