Международный туризм в России: становление и регулирование
Роль экономического анализа в условиях рыночных отношений неизмеримо возрастает и имеет два аспекта:
— внутренний, за счёт растущей ответственности предприятия перед совладельцами, работниками, банками и другими кредиторами;
— внешний, как необходимость анализа финансового состояния при установлении деловых контактов упрочении положения на рынке.
Финансовая деятельность предприятия охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества.
Финансовое состояние является результатом хозяйственной деятельности предприятия и характеризуется финансовой устойчивостью, платёжеспособностью и ликвидностью.
Основным источником информационного обеспечения анализа финансового состояния является балансовый отчёт, включающий форму 1 - баланс предприятия и форму 2 - отчёт о финансовых результатах.
Анализ финансового состояния туристической фирмы включает в себя расчёт коэффициентов платёжеспособности (П) и ликвидности (Л):
где - собственный капитал;
А - активы
где - высоколиквидные активы ;
- краткосрочная задолженность.
В первом случае коэффициент рассчитывается как отношение собственного капитала к активам, а во втором - отношение высоколиквидных активов (денежных средств на счетах) к краткосрочной задолженности.
Предприятие считается платёжеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства, и ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.
При этом необходимо учитывать, что финансовое управление деятельностью и наличие денежных средств более важно, чем текущая прибыль, а отсутствие денежных средств в банке может привести к кризису финансового состояния. Показатели можно считать удовлетворительными и хорошими в случае низких издержек и отсутствия задолженностей. Именно этот немаловажный фактор значительно повышает коэффициенты, а значит, для того, чтобы разобраться в реальном положении дел, необходимо рассмотреть рентабельность и результаты отчёта по прибыли.
Функционирование предприятий независимо от видов деятельности и форм собственности определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль как конечный финансовый результат работы В условиях рынка прибыль выступает основным фактором стимулирования предпринимательской деятельности. Она создаёт возможность для расширения деятельности, удовлетворения социальных и материальных потребностей членов коллектива, является основным источником формирования бюджета. За счёт прибыли погашаются долговые обязательства предприятий перед банками и инвесторами.
Учитывается также рентабельность работы предприятий и рентабельность продукции. Чем выше уровень рентабельности, тем больше эффективность хозяйствования.
В этой связи каждая туристическая фирма производит расчёт общей рентабельности (Ро ), рентабельности продукции ( оборота )(Роб ) и числа оборотов средств Чо .
Общая рентабельность определяется как отношение прибыли до начисления процента к активу баланса:
Ро= 100% ,
где Р - прибыль до начисления процента;
А - активы.
Роб = 100% ,
где П - прибыль до начисления процента;
Вр - выручка от реализации.
Чо = 100%,
где Вр - выручка от реализации;
А - активы.
В мировой практике рентабельность еденицы отдельных видов продукции (Рп ) исчисляется так же, как отношение прибыли по данному товару к его себестоимости:
Рп = 100%,
где Ц - цена товара;
С - себестоимость товара.
Данная формула может быть использована для расчёта рентабельности отдельных туров.
Практика показывает, что наибольшая рентабельность в международном туристическом бизнесе достигается при краткосрочных (до 8 дней) путешествиях с размещением в отелях высокого класса.