НИС в международных экономических отношениях.

Внешнеэкономические связи “новых индустриальных стран” является важнейшим звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является внешняя торговля. Уровень развития внешней торговли НИС, ее характер, структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.

С 1970 по 1985 год удельный вес экспорта в ВВП развитых капиталистических стран увеличился с 10.5 до 14.5%, развивающихся - с 15.4 до 19.7, то НИС - с 11.7 до 26.0%. Аналогичный показатель по импорту возрос за тот же период у развитых стран с 11.1 до 15.8%, у развивающихся - с 16.2 до 18.8 и у НИС - с 14.9 до 21.6%.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что роль внешней торговли в экономике наиболее велика в НИС. Особенно большое значение имеет внешняя торговля для НИС Азии (см. табл. 1.2).

Развитию экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) отводится особое место. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства. С 1970 по 1986 год экспорт НИС увеличился в 14 раз и достиг 200.4 млрд. дол.

Как было сказано выше, ведущей статьей экспорта НИС является продукция обрабатывающей промышленности. С 1970 по 1985 год доля готовых изделий в экспорте НИС увеличилась с 42 до 71%. В экспорте отдельных НИС сохраняется и значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис , кукуруза, кофе).

Рост валютных доходов НИС от экспортного бума дал им реальную возможность расширить импорт товаров и услуг и использовать их для стимулирования экономики. С 1079 по 1986 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд. дол.

В отличие от других развивающихся государств, НИС смогли наиболее рационально использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в НИС, а, наоборот, дополняет его.

Второй по значимости статьей импорта НИС являются обработанные изделия, прежде всего полуфабрикаты для филиалов ТНК и местных фирм, использующих иностранную технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности. Сюда же включается и импорт сборных комплектов для автомобильной промышленности и других отраслей машиностроительного комплекса.

Так же, как и экспорт, импорт НИС ориентирован в основном на развитые страны, где к середине 80-х годов закупалось уже до 65% необходимых товаров. Латиноамериканские НИС большую часть своих импортных потребностей, особенно в машинах, оборудовании и промышленных полуфабрикатах, удовлетворяют за счет США, азиатские - за счет Японии, расширяется ввоз товаров из Западной Европы.

Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно сельскохозяйственное и минеральное сырье, топливно-энергетические и продовольственные товары. Доля освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 80-м годам составляла 27%.

В последние годы отмечается тенденция к диверсификации внешнеэкономических связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-техническое сотрудничество. Новым явлением в этом процессе стал экспорт предпринимательского капитала из НИС, что отражает новый этап их экономического развития, свидетельствующий о структурных сдвигах в экономике.

Перейти на страницу: 1 2

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.