Качество, стандартизация и сертификация товаров.
Качество товара в системе маркетинга имеет большое экономическое значение. Этот показатель свидетельствует о возможности предприятия создавать, выпускать и продавать товары. Повышение требований к качеству товара – одна из характерных особенностей мирового и национальных рынков.
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара является категорией, неразрывно связанной как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.
Качество товара может рассматриваться с нескольких позиций (уровней):
o Первый уровень – соответствие стандарту; качество оценивается как соответствующее требованиям стандартов, техническим условиям, договору и т.п.;
o Второй уровень – соответствие использованию; товар должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;
o Третий уровень – соответствие фактическим требованиям рынка; в идеальном варианте это означает выполнение требователей покупателей о высоком качестве и низкой цене товара;
o Четвертый уровень – соответствие латентным (неочевидным) потребностям.
Для обеспечения высокого качества товара следует соблюдать технологическую дисциплину на стадиях производства, транспортировки, хранения, переработки, реализации.
На качество товара оказывают влияние три группы факторов и показателей:
o Внешние факторы, которые, в свою очередь, могут быть факторами долгосрочными и краткосрочными. К долгосрочным факторам относятся – тенденции развития экономики, рынка, научно-технического прогресса, сдвиги в структуре потребления, а к краткосрочным – колебания конъюнктуры, появление или исчезновение конкурента, изменение моды.
o Показатели качества, которые могут быть стандартизуемыми и регламентируемыми.
o Экономические показатели, которые могут быть единовременными и текущими.
Управление качеством обеспечивает необходимый социально-экономический эффект только тогда, когда производство характеризуется определенной ритмичностью, гибкостью, готовностью предприятия к перепрофилированию, своевременной поставкой сырья, горюче-смазочных материалов, а также экономией за счет исключения нерациональных запасов, излишней рабочей силы и т.п.
С процессом управления качеством связано понятие «стандартизация
» - обеспечение: совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники, оборудования, информационных сетей в соответствии с нормами безопасности и экологическими требованиями, единства характеристик и свойств качества продукции, работ, процессов и услуг.
Стандарт – нормативный документ, в котором устанавливаются правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации. С помощью стандартов обеспечиваются единство и правильность изобретений, взаимозаменяемость деталей и узлов, облегчается выбор оптимального размерного ряда, отбор наилучших образцов, организации специализированного производства, уменьшаются затраты и сокращаются сроки освоения изделий.
Объект стандартизации – товары и услуги, а также технологические и производственное процессы, имеющие перспективу многократного использования. Именно в стандартах до недавнего времени установились требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых давало основание считать эту продукцию качественной.
В условиях рыночной экономики постоянно возникает необходимость в сертификации, т.е. в подтверждении, что товар отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество. Сертификация
– совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт (или услуга) соответствует определенным стандартам или техническим условиям.
Сертификацию может проводить сам изготовитель (самосертификация), потребитель или же сторона (специализированная организация, независимая от изготовителя или потребителя). Наибольшим доверием пользуется сертификация третьей стороны.
Сертификация может быть добровольной, а может носить обязательный характер. В последнем случае она связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и защитой окружающей среды.
Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, гарантирует стабильный выпуск продукции необходимого уровня качества, поскольку охватывает организацию производства и собственно качества продукции. Сертифицированная система качества фирмы (предприятия) способствует расширению круга надежных партнеров и повышает конкурентоспособность товаров.
Заключение.
На
первом этапе, когда товар разрабатывается, есть только расходы. На втором этапе, когда товар появился на рынке и развернута реклама, появляются первые доходы от продажи начальных партий, но расходы существенно больше. На третьем этапе, когда рынок завоеван, сказываются результаты первых двух этапов, объем продаж растет, появляется прибыль. Четвертый этап - стабилизация: объем продаж достигает максимума и достаточно долго держится на этом уровне, расходы также стабилизуются. Товар можно назвать "дойной коровой" - он приносит фирме постоянную и достаточно большую прибыль.
Но так не может продолжаться вечно. Появляются новые товары или новые модификации старых товаров, новые модели автомобилей и компьютеров, новая мода на одежду, пищевые продукты и стиль жизни. Не важно, действительно ли новшества улучшают жизнь людей или же стимулированы рекламной кампанией конкурентов, важно то, что спрос на рассматриваемый товар начинает снижаться, а вместе с ним - и прибыль. Это - последний (пятый) этап жизненного цикла товара, этап его исчезновения с рынка. Фирме важно вовремя остановить производство "умирающего" товара, чтобы не допустить убытков.
"Убитые" конкуренцией товары отнюдь не всегда объективно плохи. Возможно, зря поспешили прекратить производство галош, съемных воротничков и манжет, 286-х компьютеров, которые так удобно было использовать в качестве интеллектуальных пишущих машинок.